Дмитрий Гуляев. Комикс против манги

    Такое название получила первая в Екатеринбурге выставка графических историй.

    Те, кто вырос в стране советов, скажут — комикса, как и секса у нас не было. И окажутся неправы. Если насчет второго, сомнений быть не может — был он, родились же те, кто уже эту страну советов теперь не помнит, да и насчет первого можно поспорить. Комикс существует очень и очень долго. Причем не только за рубежом, но и в нашей стране.

    Наглядно в этом убедится, и оценить всю многогранность такого явления как графическая история, может любой, кто зайдет в выставочный зал библиотеки им. Белинского. Там проходит выставка «Комикс vs Манга».

    Для начала давайте определимся с понятиями: «манга» — это японские комиксы, которые у себя на родине превосходят по популярности обычные книг. Несмотря на обилие современных и фантастических сюжетов, графически манга наследует традиции японской живописи. В Японии манга выходит огромными тиражами Существует бесконечное количество комикс – сериалов объединенных местом действия или главными героями. Как выглядит японская графическая новелла, может представить себе любой, кто хоть раз видел японские анимационные фильмы. Яркие, экспрессивные большеглазые герои перекочевали в мультипликацию именно из манги. На выставке представлены переиздания японских комиксов 50-х — 60-х годов. Вообще надо сказать что эта культура сформировалась в Японии еще до Второй Мировой Войны, но сегодняшние образцы японского комикса во многом родились под влиянием еще одной мощной графической традиции – американской. Тем не менее, они не потеряли своего уникального визуального языка, и настоящей ремесленной тонкости рисунка. Направлений и жанров в манге великое множество, кажется, что каждая социальная группа, каждое общественно движение в Японии имеют созданные только для них комиксы. Домохозяйки и офисные работники, одинокие и семьянины, все найдут себе в альбомах с мангой сюжеты и героев по душе. Манга, как никто другой разбивает устойчивый стереотип — комикс принадлежит исключительно детям. В «Стране восходящего солнца» огромной популярностью пользуются рисованные истории, предназначенные исключительно для взрослой аудитории, наполненные сексом и насилием. Тиражи у подобных изданий ничуть не меньше чем, скажем у манги рассказывающей жизнь обычных школьников или про детские волшебные страны и приключения.

    Манга как правило черно-белая, тому несколько причин: во-первых, это значительно удешевляет ее производство, а во – вторых интенсивность труда с которой работают художники не оставляет на времени на цвет.

    Организаторы выставки попытались представить, японский комикс как можно шире. Поэтому альбомы про жестокую войну в далеком будущем соседствуют тут с серьезными драматическими произведениями.

    В самом названии выставки «Комикс vs Манга» содержится противоречие, конфликт. Ведь в английском языке буквосочетание «vs» означает «против». Однако, по словам, Марины Соколовской, сотрудницы библиотеки, любезно согласившейся просветить меня и показать сокровища рисованных истории, никакого конфликта нет. Цель выставки показать все многообразие этой культуры, и поспорить с мнением большинства о том, что комикс это несерьезный, низкий жанр. Рассказывая все это, Марина протягивает мне томик манги выполненной во многом под влиянием анимации Уолта Диснея.

    — Вот видите, так что никакого противоречия нет — говорит Марина Соколовская.

    Тем временем мы постепенно подошли к стендам представляющим европейский комикс. Тут все несколько по-другому, четкая структурированность кадра, рисунки не уже не похожи на мультфильмы, а скорее на киноленты.

    — Радостно осознавать, что в последнее время библиотеки Екатеринбурга обратили внимание на этот жанр. Проводятся лекции и семинары, но наша выставка пока уникальна — рассказывает Марина — Здесь все устроено так, чтобы обычный посетитель мог взять в руки любую книгу и внимательно ее изучить. Кроме комиксов здесь собраны, игрушки, сувенирная продукция, привезенная из Японии энтузиастами аниме — клуба «Hakkuryu». Людей к нам приходит много, мы даже продлили срок экспозиции до второго февраля.

    На выставке множество детей, вот шумная стайка девчонок, листают альбом какой — то манги, похоже, то что реплики героев напечатаны исключительно иероглифами их нисколько не смущает.

    — В целом у комикса огромный образовательный потенциал. — продолжает свой рассказ Марина Соколовская. — В понятно и доступной манере, они рассказывают детям, например, о том, как и зачем чистить зубы. Помогают им приобрести основные социальные навыки. Истории про Мурзилку в одноименном журнале, скажем.… Да и не только детям, например, такой сложные аспект нашей жизни, как средства контрацепции, тоже может быть подан в форме комикса. И это намного интереснее и понятнее чем длинные научные статьи. А главное то, что в комиксах изложена основная суть вопроса. Нет ничего лишнего.

Оказалось что в библиотеке им. Белинского, нет отдела, посвященного графическим историям. Потому что работа с таким материалом требует специальных знаний. Правда, кое – что из того, что представлено на выставке было взято и из фондов библиотеки — французский и немецкий комикс, например.

    Продолжая разговор про западную традицию рисованных новелл, нельзя не упомянуть и об Америке. Комикс – традиции этой страны чрезвычайно богаты, однако надо сказать, что во многом благодаря им произошло обесценивание понятия графических новелл. Ведь многие воспринимают комикс, как веселые цветные картинки, или ненавязчивые истории про супер – героев. Потому как именно такими изданиями переполнен рынок комиксов на сегодняшний день. Как и в любом другом направлении искусства, тут тоже существует свой «мейнстрим» и свой «андеграунд».

    Прямо около стенда с русским комиксом мне посчастливилось встретиться с художником из Екатеринбурга Антоном Симаком. Его работы тоже были представлены на выставке. Он рисует в жанре треш – панк. Герои стрипов (короткие комиксы, состоящие из пяти — десяти кадров) Антона, постоянно попадают в экстремальные ситуации, не стесняются в выражениях и порой проявляют агрессию.

    — Я даже никогда и не думал, что буду рисовать комиксы. Рисовал то я практически с детства, нигде специально не обучаясь этому — поделился Антон — Потом как-то неожиданно для себя стал интересоваться «аниме» посмотрел потрясающий мультфильм «Призрак в доспехе», это меня и подтолкнуло для создания своих графических истории. Вдохновение черпаю в окружающем мире, на улице, в общении со своими друзьями.

    Мы с Антоном просматриваем русский стенд, с великолепными работами Константина Комардина, нашего земляка Константина Дубкова, и многих других. Я взял в руки журнал «Велес», который выходил в середине 90-х годов. Именно с этого журнала началось мое знакомство с жанром…

    По словам Антона, российский комикс встает на ноги. И чтобы это произошло быстрее, необходим культурный обмен между городами. А вот его как раз нет. Более — менее известна деятельность художников из Москвы и Питера, а другие города находятся в информационном вакууме.

    — Вот, скажем, в Новосибирске существует масса талантливейших комиксмекеров, да и в Екатеринбурге тоже, беда в том, что об их деятельности никто не знает — сетует Антон. — Издатели пока не горят желанием массово печатать комиксы, считают, что не выгодно вкладывать средства в развивающуюся индустрию….

    На прощание, оглядывая выставочный зал библиотеки, глядя на публику совершенно разного возраста, я подумал, что у российского комикса еще все впереди. Главное, чтобы художники не бросали кисти и карандаши.

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.